english

Мост, который построил трест

23/08/10  

Денис Спиридонов, портфельный менеджер ИК "Финам", кандидат технических наук, мастер делового администрирования

Открытые источники и здравый смысл говорят нам, что еще можно успеть купить акции "Мостотреста" с выгодой для себя

Как правило, для инвестора всегда остается открытым вопрос, когда же реализуется потенциал роста, "предсказанный" аналитиками: через месяц, год или пять лет? Но бывают случаи, которые позволяют даже простому инвестору по публичной информации делать взвешенные инвестиции, рассчитывая на совершенно определенный промежуток времени. К такой ситуации относится развитие событий и новостной фон по ОАО "Мостотрест" (акции торгуются в РТС, тикеры - MSTT, MSTTG).

ЕДЕМ В СОЧИ

"Мостотрест" - крупнейшая публичная российская компания в области строительства и реконструкции мостов, надземных автомобильных и железных дорог, тоннелей, подземных дорог и других инфраструктурных объектов. В настоящее время в состав "Мостотреста" входят 14 филиалов. По данным "СПАРК-Интерфакс", чуть более 50% акций компании принадлежит кипрской Marc O'Polo Investments Ltd, конечными бенефициарами которой являются физические лица - менеджеры группы "Н-Транс" и Группы Е4 Михаила Абызова. Владельцы блокирующего пакета (или, по некоторым оценкам, до 35% акций) - компании, аффилированные с РЖД.

"Мостотрест" строит именно там, где запланировано больше всего вложений в транспортную инфраструктуру. В его портфеле заказов такие крупные и значимые объекты, как Четвертое транспортное кольцо в Москве, участок новой платной трассы Москва - Санкт-Петербург, участки железной и автодороги Адлер - Красная Поляна, целый ряд инфраструктурных объектов для Олимпиады в Сочи. Совокупный портфель заказов "Мостотреста" на ближайшие четыре года составляет порядка 150 млрд руб. Основные заказчики - Росавтодор, правительство Москвы и РЖД, так что можно быть уверенным: объекты "Мостотреста" будут профинансированы в полном объеме и реализованы в подавляющем большинстве в срок. Это очень важно, если мы получаем оценки с помощью модели дисконтированных денежных потоков (ДДП).

Оценка, полученная методом ДДП для акций "Мостотреста" , у разных инвестиционных аналитиков лежит в диапазоне $1,4-1,7 тыс. за акцию. На данный момент бумаги торгуются в РТС в районе $950 за штуку, что предполагает примерно 40-60-процентный потенциал роста к справедливой цене.

СТРОЙКИ ВЕКА

Если с одним из самых важных рисков - состоянием портфеля заказов - мы разобрались, то с другим параметром, который мог бы помешать акциям реализовать свой потенциал, немного сложнее.

Речь идет о ликвидности.

По разным оценкам, сейчас в свободном обращении находится от 5 до 13% акций "Мостотреста" . Сделки с ними на торговых площадках проходят достаточно редко и на небольшие объемы. Все это удерживает от активного инвестирования в "Мостотрест" , что, в свою очередь, отражается на его цене.

Но возьмем факты и новости, полученные только из открытых источников, немного домыслим и посмотрим на вещи реально. Первая группа новостей, которые могут нас заинтересовать, - это консолидация в отрасли и приобретение "Мостотрестом" активов. С начала 2010 года компания уже совершила ряд крупных приобретений: это 50-процентная доля в корпорации "Инжтрансстрой" (в июне 2010-го доведенная до 51%). Выручка "Инжтрансстроя" за 2009 год (49,9 млрд руб.) почти вдвое превышает доходы самого "Мостотреста" . Кроме того, последний приобрел блокирующий пакет акций "Мостострой-11", одной из крупнейших инфраструктурных компаний Сибири, и 51-процентную долю в компании "Трансстроймеханизация" (выручка за 2009 год 12,8 млрд руб.). "Инжтрансстрой" - одна из крупнейших инженерно-конструкторских компаний России, ее проекты - реконструкция аэро портов Шереметьево, Владивостока и Сочи, строительство горнолыжного курорта в Сочи, а также гидротехнических сооружений в порту Усть-Луга.

Параллельно с этим менеджмент компании говорит о планах по проведению IPO в случае благоприятной конъюнктуры на рынке (вторая группа новостей).

По сообщениям источников Reuters, организаторами выступят JPMorgan, Deutsche Bank и "Тройка Диалог". Размещение возможно уже в конце 2010-го - начале 2011 года на сумму порядка $500 млн. Можно предполагать, что, скорее всего, оценка компании в этом случае будет близка к тем, которые рассчитывают фондовые аналитики. Это понятно: компания заинтересована как можно дороже продать свои акции, в этом же заинтересованы и инвестбанки. Важен и спрос со стороны покупателей. Учитывая, что "Мостотрест" будет первой компанией сектора, проводящей IPO, можно ожидать большой интерес: инвесторы захотят принять участие, пусть и опосредованно, в доходах от крупнейших строек современной России. Нетрудно предположить, что этот интерес будет подогреваться и организаторами размещения.

Но как же удастся продать в ходе IPO, например, по $1,4 тыс. то, что сейчас стоит в РТС $950, спросите вы? Ответом могут послужить еще несколько сообщений из жизни компании. По словам менеджмента "Мостотреста", компания готовит отчетность по МСФО за 2008- 2009 годы - необходимое условие для публичного размещения. Очень важно при этом, что "Мостотрест" довел свои доли в "Инжтрансстрое" и "Трансстроймеханизации" именно до 51%. Это позволяет ему полностью консолидировать финансовые результаты новых дочерних компаний. Кстати, если бы такая консолидация проводилась по итогам 2009 года, то выручка по такой консолидированной отчетности компании "Мостотрест" выросла бы в три раза и составила порядка 97 млрд руб. (против 33,2 млрд руб. только "Мостотреста" ). И хотя компания не раскрывает цену приобретения активов и долговую нагрузку, можно предположить, что консолидированная отчетность за 2010 год (или за первое полугодие) может существенно изменить представление о денежных потоках нового "Мостотреста" в лучшую сторону и повысить его рыночную оценку. Этому будут способствовать и большая информационная прозрачность, и агрессивная стратегия развития компании.

Впрочем, и динамика показателей компании по РСБУ за 2008-2009 годы производит приятное впечатление. Особенно стоит обратить внимание на почти семикратный рост прибыли в 2009 году по сравнению с 2008-м.

30 июня на годовом собрании акционеров "Мостотреста" было решено раздробить существующие акции с коэффициентом 1:200. Дробление производилось как раз в момент сдачи текста в печать и должно самым лучшим образом сказаться на ликвидности акций "Мостотреста" .

Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать несколько предположений:

- Очень вероятно, что IPO будет проводиться в конце 2010-го или начале 2011 года после публикации отчетности по МСФО. Эта отчетность может существенно изменить представление о финансовых потоках компании с учетом последних приобретений.

- Учитывая заинтересованность мажоритариев и потенциальный интерес инвесторов к первому IPO в секторе инженерного строительства, а также дробление, вполне вероятно, что цена размещения акций окажется близка к оценкам аналитиков (то есть на 40-60% выше текущих котировок).

Таким образом, скорее всего, к моменту размещения рыночная цена будет приближаться к диапазону размещения. Это означает хорошую возможность по покупке акций "Мостотреста" сейчас с последующей продажей в преддверии IPO.

D', 23.08.2010